О сайте

Фольклорный портал Zavorozhi.ru

Заговоры и заклинания составляют древнейший пласт народной культуры и непосредственно, как и сказка, связаны с магией.

C помощью заклинательных формул наши предки надеялись заручиться поддержкой стихийных сил природы и их повелителей, Бога и христианских святых, предотвратить или прекратить нежелательные явления, вызвать или ускорить благоприятные перемены. Но если молитва может быть «услышана» или «не услышана», то правильно произнесенное заклинание, по глубокому всеобщему убеждению, безотказно действует на небесные силы и силы природы, на оружие и болезни (точнее — на олицетворяющие болезни существа), на растения и животных и, конечно же, на людей всех возрастов, чинов и званий — от колдунов, «начальников и начальниц» до новорожденного младенца или полюбившейся парню «красной девицы».

Цель портала – исследование  фольклорных прозаических и устно-поэтические произведений, обладающих, по мнению их исполнителей, силой магического воз­действия

История публикаций и исследований заговоров

О сайте Впервые образцы заговоров приводятся в сборнике И. П. Сахарова «Сказания русского народа» 1841. Затем небольшое количество заговоров публикуется в журналах «Отечественные записки», «Библиотека для чтения», в некоторых «Губернских ведомостях» и т. д. Некоторые заговоры приводятся А. Н. Афанасьевым в исследовании «Поэтические воззрения славян на природу» [т. 1, 1866).

Первым специальным изданием заговоров является сборник Л. Н. Майкова «Великорусские заклинания» (1869). В сборнике приводится 372 заговора. В примечаниях даются сведения о месте их записи или первой публикации заговоров, характере их исполнения. Сборник Л. Н. Майкова не утратил своего значения и до нашего времени.

В конце XIX и начале XX в. заговоры публикуются в различ­ных академических сборниках и журналах. Наиболее значитель­ной публикацией является собрание Н. Н. Виноградова «Заговоры, обереги, спасительные молитвы и пр.» («Живая старина», 1907, 1908, 1909).

В советское время заговоры почти полностью вышли из бытования и были записаны лишь в небольшом числе.

Научный интерес к заговорам первыми проявили представители мифологической школы —Ф. И. Буслаев и А. Н. Афанасьев. В заговорах они видели следы древнего религиозно-мифологического мышления. «Заговоры суть обломки; древних языческих молитв и заклинаний», — писал Афанасьев [5, 43]. А. А. Потебня и А. Н. Веселовскии привлекают заговоры при рассмотрении вопро­сов языка и стиля фольклора, связанного с древним поэтическим мышлением. Большой интерес к заговорам проявили русские поэты-символисты. А. Блок посвятил заговорам специальную статью, в которой глубоко раскрыл их большую и неповторимую поэтичность.

Самой значительной работой по заговорам является книга Н. Ф. Познанского «Заговоры» (1917). В ней рассматривается история собирания и изучения заговоров, дается определение жанра, ана­лизируются особенности содержания и художественной формы заговоров, устанавливается связь заговорных формул с различным! обрядовыми действами.

В советское время специфике заговоров посвящены работ Д.К.Зеленина, П. Г. Богатырева, А. М. Астаховой и др. Заговоры привлекаются при рассмотрении древних обрядов (А. Б. Зернова, и ранних периодов в развитии языка (Д. К. Зеленин). Особое внимание уделяется изучению поэтики заговоров, отражению в них особенностей древнего поэтического мышления. Наиболее ценной’ в этом отношении является работа А. М. Астаховой «Художест­венная образность и мировоззренческий элемент в заговорах» (1964).

 

Освобождение от ответственности

Редакция портала не несет ответственность и не гарантирует никаких результатов от применения опубликованных материалов. Все материалы на сайте носят информационно исследовательский характер.

Более того, мы не рекомендуем проверять на практике заклинания и привороты. Будьте благоразумны и вершите свою судьбу сами!

Все материалы на сайте публикуются только для информационных и исследовательский целей и не предназначенный для практического применения.

Zavorozhi.ru